Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Спортивная школа «Факел»
Дополнительная образовательная программа
спортивной подготовки по виду спорта
«ШАХМАТЫ»
Возраст обучающихся: 6-18 лет
Срок реализации общеразвивающей программы: до 10 лет
Составитель: методист Смирнова Е.В.
г. Богданович
2024г
Оглавление
Пояснительная записка............................................................................................................................................. 3
НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ............................................................................................................................
5
1.1.
Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц, проходящих
спортивную подготовку, количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на
этапах спортивной подготовки............................................................................................................................. 7
1.3. Учебно-тренировочные мероприятия......................................................................................................... 11
1.4. Объем соревновательной деятельности......................................................................................................... 13
1.5. Соотношение видов спортивной подготовки и иных мероприятий в структуре учебно
тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки.......................................................................... 13
1.6. Календарный план воспитательной работы.............................................................................................. 14
1.7. План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним..............15
1.8. Планы инструкторской и судейской практики.........................................................................................20
1.9. Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения восстановительных
средств......................................................................................................................................................................... 21
2. Система контроля............................................................................................................................................... 23
2.1.
Требования к результатам прохождения дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки, в том числе к участию в спортивных соревнованиях................................................ 23
На этапе начальной подготовки:............................................
23
На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):.......................................................23
На этапе совершенствования спортивного мастерства:...........................
23
На этапе высшего спортивного мастерства:................................................................................................... 23
2.2.
Оценка результатов освоения Программы...........................................................................................24
2.3.
Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной
подготовки и уровень спортивной квалификации обучающихся по годам и этапам спортивной
подготовки.............................................................................................................................................................. 24
Программный материал для учебно-тренировочных занятий по каждому этапу спортивной
подготовки.................................................................................................................................................................. 26
2.4.
Учебно-тематический план......................................................................................................................30
3. Условия реализации Программы..................................................................................................................... 36
3.1.
Материально-технические условия реализации Программы......................................................... 36
3.2.
Обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения
спортивной подготовки....................................................................................................................................... 37
4. Кадровые условия реализации Программы................................................................................................... 40
4.1. Укомплектованность Учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками....... 40
4.2. Уровень квалификации тренеров-преподавателей и иных работников Учреждения...................... 40
5. Информационно-методические условия реализации Программы........................................................... 41
2
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду
спорта «шахматы» муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Спортивная школа «Факел» (далее —Программа) предназначена для
организации образовательной деятельности по спортивной подготовке с учетом
совокупности минимальных требований к спортивной подготовке, определенных
федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «ШАХМАТЫ»,
утвержденным приказом Минспорта России от 09.11.2022 г. № 952 (далее - ФССП).
Вид спорта «шахматы» - это сфера интеллектуальной деятельности, где
основной формой является игра двух партнеров, в которой различные фигуры по
определенным законам передвигаются на шахматной доске. Игра способствует
развитию логического и творческого мышления, памяти, вырабатывает
решительность, усидчивость; игра в шахматы - это школа терпения и критического
подхода к себе и партнерам. Название игры заимствовано из персидского «шах»
(король, властелин).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разрабатывается с целью создания условий для планирования, организации и
управления образовательной деятельностью в дополнительном образовании детей и
взрослых. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
направлена на формирование и развитие творческих способностей у детей,
удовлетворение их индивидуальных потребностей интеллектуальном, нравственном
и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного
образа жизни, укрепление здоровья, организацию их свободного времени;
обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию,
выявление и поддержку лиц, проявивших выдающиеся способности.
Педагогические работники имеют право на творческую инициативу,
разработку и применение авторских программ и методов обучения, и воспитания в
пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета,
курса, дисциплины (модуля); право на участие в разработке образовательных
программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных
компонентов образовательных программ.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют
дополнительные общеразвивающие программы в течение всего календарного года,
включая каникулярное время.
Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего
объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной
программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой
в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном
образовательной организацией.
3
Направленность
(профиль)
общеразвивающей
программы:
физкультурно-спортивная. Актуальность общеразвивающей программы - составлена
в соответствии с: Законом «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ от
21.12.2012г. № 273; Приказом Министерства образования и науки РФ «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам» (от 29.08.2013 г № 1008).
Программа предназначена для детей и взрослых желающих освоить навыки
шахмат, независимо от пола и уровня физической подготовки, не имеющих
медицинских противопоказаний к занятиям. Минимальный возраст для зачисления
на первый этап обучения - 6 лет, максимальный - не ограничен.
I
4
I
НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам» (далее - Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
10.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
11.
Письмо
Минобрнауки России от 28.08.2015 i № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
12.
Письмо
Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении
методических
рекомендаций»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
5
о б р а з о в а т е л ь н ы х п о т р е б н о с т е й » );
13.
Приказ Министерства общего и профессионального образовани
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
I
!
Спортивные дисциплины вида спорта «шахматы»
Таблица №1
!
Наименование спортивной дисциплины
номер-код'Спортивной дисциплины
088
006
шахматы
088
001
блиц
088
002
быстрые шахматы
088
003
шахматная композиция
088
004
заочные шахматы
088
оо
шахматы - командные соревнования
I
1
!
11
В распоряжении шахматиста должны находиться шахматная доска, шахматные
фигуры, шахматные часы, бланк для записи ходов. Шахматная доска разделена на 64
одинаковых по размеру поля, 32 белых и 32 черных. Доска располагается таким
образом, что клетка по правую руку шахматиста будет белой. Каждый игрок
располагает 16 фигурами, а именно: королем, ферзем, 2 ладьями, 2 слонами, 2
конями и 8 пешками. Для контроля времени для обдумывания ходов служат
шахматные часы.
В настоящее время, когда весь мир вступил на новый этап развития науки и
техники, культуры и экономики, передовых технологий и социальной сферы,
особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться
в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические
выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления
играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению интеллектуального
уровня учащихся, умению концентрировать внимание на решении задач в условиях
ограниченного времени.
Цель программы:
Целью Программы является достижение спортивных результатов на основе
соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебно-тренировочном
процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса
спортивной подготовки по виду спорта «муайтай».
Задачи:
1. Организация здорового образа жизни.
2. Развитие физических качеств.
3. Формирование положительного отношения к спортивной деятельности и
умению трудиться.
I1
6
4. Обучение взаимоотношениям в коллективе со сверстниками и с другими
участниками образовательного процесса.
5. Спортивный отбор наиболее перспективных спортсменов.
1.
Основные характеристики программы
Условия приема на обучение по дополнительной общеразвивающей программе
по виду спорта шахматы МБУ ДО СШ «Факел».
Для приема в группу необходимо в установленный срок предоставить:
1. Заявление от родителей или законных представителей о зачислении в МБУ
ДО СШ «Факел» на обучение по дополнительной общеразвивающей программе по
виду спорта шахматы;
2. Копия свидетельства о рождении или паспорта.
Минимальная наполняемость, для открытия учебной группы на спортивно оздоровительном этапе подготовки по виду спорта шахматы, согласно приказа
Минспорта РФ № 1125 - 10 человек. Оптимальная наполняемость-16-20 человек.
Максимальное количество обучающихся - 30 человек.
Основной формой является учебно-тренировочное занятие. Оно приводится по
общепринятой схеме согласно расписания занятий.
Основные формы занятий:
•
групповые практические занятия;
•
индивидуальные тренировки тренера с отдельными спортсменами;
•
лекции и беседы;
•
просмотр учебных видеофильмов и кинофильмов;
•
участие в соревнованиях различного ранга.
Методы
физического
воспитания:
словесные,
наглядные,
строго
регламентированного упражнения, игровые, соревновательные.
I
1.1.
Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастны
границы лиц, проходящих спортивную подготовку^ количество лиц,
проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной
подготовки.
Спортивная подготовка осуществляется в соответствии с годовым учебно
тренировочным планом, рассчитанным на 52 недели. Она включает учебно
тренировочные и спортивные мероприятия, предусматривает работу спортсменов по
индивидуальным планам спортивной подготовки.
Продолжительность этапов спортивной подготовки составляет:
о
на этапе начальной подготовки - 2 года;
о
на учебно-тренировочном этапе (этап спортивной специализации) - 2-4
года;
о
на этапе совершенствования спортивного мастерства - без ограничений;
о
на этапе высшего спортивного мастерства - без ограничений.
Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц,
проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам, количество лиц,
проходящих
спортивную
подготовку
в
группах
на
этапах
спортивной подготовки
Этапы спортивной подготовки
Срок реализации
этапов спортивной
подготовки
(лет)
Этап начальной
подготовки
Учебно-тренировочный этап
(этап спортивной
специализации)
Этап совершенствования
спортивного мастерства
Этап высшего спортивного
мастерства
Возрастные границы
лиц, проходящих
спортивную
подготовку
(лет)
Наполняемость
(человек)
2
6
10
2-4
8
6
не ограничивается
10
2
не ограничивается
12
2
1.2. Объем дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки
j
Этапы и годы спортивной подготовки
Этапный
норматив
Этап
начальной
подготовки
j
i
1
1
Этап
совершенствования
спортивного
мастерства
Этап высшего
спортивного
мастерства
года
Свыше
года
4,5-6
6-8
12-14
14-18
20-24
24-32
234312
312-416
624-728
728-936
1040-1248
1248-1664
Д о
Количество
часов
в неделю
Общее
количество
часов в год
Учебнотренировочныйэтап
(этап спортивной
специализации)
Свыше
До трех
трех
лет
лет
Структура занятия учебно - тренировочное занятие строится по типу, типовой
структуры занятий.
Подготовительная часть. Данная часть тренировочного занятия вводит детей
в работу, которая запланирована, организует их, устанавливает контакт между
детьми и преподавателем. Организм спортсмена подготавливается к выполнению
предстоящей физической нагрузке, т. е. к выполнению более сложных упражнений
основной части урока. Для содержания первой части урока характерны строевые и
порядковые упражнения, быстрая ходьба, легкий бег, прыжки на месте и в
продвижении, упражнения на быстроту и точность реакции, на внимание и другие.
8
I
:
Главная задача этой части занятия - четкая организация детей, приобретение ими
навыков коллективного действия; эти упражнения воспитывают дисциплину,
повышают внимание. Не стоит в один урок включать много строевых упражнений и
нельзя давать все время одни и те же движения.
Основная часть. Задача основной части занятия - овладение главными,
жизненно-необходимыми и специальными навыками, которые содействуют
освоению спортивного вида шахматы. Также предусматривает развитие, и
совершенствование ориентировки во времени и пространстве, координации
движений, силы, быстроты, устойчивости, самостоятельности и других
психофизических качеств. Наиболее характерны для этой части урока не только
такие традиционные упражнения, но и специальные упражнения. Кроме упражнений
для развития общей выносливости, мышечной памяти, применяются упражнения,
развивающие творческое мышление.
Заключительная часть. Задачи этой части занятия - завершить работу
постепенным снижением нагрузки на организм, привести детей в более спокойное
состояние. Основные средства - медленная ходьба, упражнения на восстановления
дыхания.
На этап начальной подготовки зачисляются лица не моложе 6 лет. Лица,
зачисленные на данный этап спортивной подготовки, не должны иметь медицинских
противопоказаний для освоения Программы, успешно сдать нормативы по общей
физической подготовке.
На учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) зачисляются
лица не моложе 8 лет. Для зачисления, занимающиеся должны успешно сдать
нормативы по общей физической и специальной физической подготовке, иметь
соответствующий уровень спортивной квалификации, установленный ФССП.
На этап совершенствования спортивного мастерства зачисляются спортсмены
не моложе 10 лет. Для зачисления в группу спортсмены должны иметь
спортивный разряд.
«Кандидат в мастера спорта», успешно сдать нормативы: по общей физической,
специальной физической подготовке.
На этап высшего спортивного мастерства зачисляются спортсмены не моложе
12 лет. Спортсмены должны иметь спортивное звание «мастер спорта России» и
(или) «гроссмейстер России» и (или) «мастер спорта России международного класса,
успешно сдать нормативы по общей физической, специальной физической и
технической подготовке.
Перевод обучающихся (в том числе досрочно), в группу следующего года
обучения или этапа спортивной подготовки рекомендуется проводить на основании
стажа занятий, уровня спортивной квалификации, выполнения контрольных
нормативов общей и специальной физической подготовки, а также заключения врача
(медицинской комиссии).
Допускается одновременное проведение учебно-тренировочных занятий с
обучающимися в группах на разных этапах спортивной подготовки, если:
- объединенная группа состоит из обучающихся, проходящих подготовку на
этапах начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной
специализации) первого и второго года спортивной подготовки;
9
-объединенная группа состоит из обучающихся, проходящих подготовку на
учебно- тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) с третьего по пятый
год спортивной подготовки и этапе совершенствования спортивного мастерства;
-объединенная группа состоит из обучающихся, проходящих подготовку на
этапе совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного
мастерства.
При объединении в одну группу обучающихся, разных по спортивной
подготовке, разница в уровне их спортивного мастерства не должна превышать двух
спортивных разрядов и (или) спортивных званий.
При одновременном проведении учебно-тренировочных занятий с
обучающимися в группах на разных этапах спортивной подготовки, не должна быть
превышена единовременная пропускная способность спортивного сооружения.
Максимальный количественный состав объединенной группы определяется по
группе, имеющей меньший показатель наполняемости согласно Программе.
Планируемый результат освоения программы:
• стабильность состава обучающихся, посещаемость ими учебно
тренировочных занятий;
• стабильное развитие общей физической подготовки обучающихся;
• повышенный уровень освоения основ техники шахмат различными
способами;
i
• повышенный уровень освоения основ знаний в области гигиены и первой
медицинской помощи, а также овладения теоретическими основами физической
культуры и навыков самоконтроля.
• переход с общеразвивающих программ, на предпрофессиональные.
• выполнение разрядных нормативов, присвоение судейских категорий.
Программа предусматривает систематическое проведение практических и
теоретических занятий; обязательное выполнение тренировочного плана,
контрольных нормативов; участие в соревнованиях и организации проведения
контрольных игр; просмотр учебных фильмов, видеозаписей, соревнований
квалифицированных пловцов.
Содержание
общеразвивающей
программы
физкультурно-спортивной
направленности по виду спорта шахматы.
Целью общеразвивающей программы по виду спорта шахматы является
осуществление физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы среди детей
и подростков, направленной на укрепление их здоровья и всестороннее физическое
развитие, привлечение учащихся к систематическим занятиям шахматами к участию
в спортивно-массовых мероприятиях; отбор перспективных детей и подростков.
Основные задачи:
• Укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем
организма детей;
. j
• Формирование стойкого интереса к занятиям шахматами;
• Овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических
упражнений и освоение техники и тактики шахмат;
I!
10
• Воспитание трудолюбия, волевых качеств, развитие и совершенствование
физических качеств;
• Достижение физического совершенствования, высокого уровня здоровья и
работоспособности, необходимых для подготовки к профессиональной деятельности;
• Отбор перспективных детей для дальнейших занятий шахматами.
Выполнение задач, поставленных программой предусматривает:
• систематическое проведение практических и теоретических занятий;
• обязательное выполнение учебного плана, контрольных нормативов;
• регулярное участие в соревнованиях;
• осуществление восстановительно-профилактических мероприятий;
• прохождение судейской практики;
• привитие юным спортсменам навыков соблюдения спортивной этики,
организованности, дисциплины, преданности своему коллективу;
• чёткую организацию учебно-тренировочного процесса, использование
данных науки и передовой практики, как важнейших условий совершенствования
спортивного мастерства и волевых качеств обучающихся;
• привлечение родительского актива к регулярному участию в организации
учебно-воспитательной работы школы.
Программа составлена так, что на каждом последующем этапе обучения
излагается только новый материал. Учебный материал по технической и тактической
подготовке систематизирован с учётом взаимосвязи техники и тактики, а также
последовательности изучения технических приёмов и тактических действий, как в
отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки.
1.3.
Учебно-тренировочные мероприятия
Предельная продолжительность учебно-тренировочных
мероприятий
по этапам спортивной подготовки (количество суток)
(без учета времени следования к месту проведения учебно
тренировочных мероприятий и обратно)
Виды учебно
тренировочных
Учебно
тренировочный Этап
п/п мероприятий
Этап высшего
Этап
совершенствования
этап
спортивного
начальной
спортивного
(этап
мастерства
подготовки
мастерства
спортивной
специализации)
1. Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям
Учебно
тренировочные
мероприятия
по подготовке
21
21
к международным
1.
спортивным
соревнованиям
I
11
2.
3.
4.
1.
Учебно
тренировочные
мероприятия
по подготовке
к чемпионатам России,
кубкам России,
первенствам России
-
14
Учебно
тренировочные
мероприятия
по подготовке к
14
другим всероссийским
спортивным
соревнованиям
Учебно
тренировочные
мероприятия
по подготовке
к официальным
14
спортивным
соревнованиям
субъекта
Российской
Федерации
2. Специальные учебно-тренировочные мероприятия
Учебно
тренировочные
мероприятия по общей
14
и (или) специальной
физической
подготовке
18
21
18
18
14
14
18
18
Цо 10 суток
2.
3.
4.
5.
Восстановительные
мероприятия
-
-
Мероприятия
для комплексного
медицинского
обследования
Учебно
До 21 суток подряд и не
тренировочные
более двух учебно
мероприятия
тренировочных мероприятий
в каникулярный
в год
период
Просмотровые
учебно-тренировочные
мероприятия
.
До 3 суток, но не более 2 раз в год
-
-
До 60 cyiТ)К
!
j
12
1.4.
Объем соревновательной деятельности
Этапы и годы спортивной подготовки
Виды
спортивных
соревнований,
игр
Этап начальной
подготовки
Учебно
тренировочный
этап (этап
спортивной
специализации)
j
Этап
совершенствования
спортивного
мастерства
Этап высшего
спортивного
мастерства
До
года
Свыше
года
До трех
лет
Свыше
трех лет
Контрольные
3
4
4
4
4
1
Отборочные
-
2
2
2
4
4
Основные
-
1
1
2
3
4
1
1.5. Соотношение видов спортивной подготовки и иных мероприятий в
структуре учебно-тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки
№ Виды спортивной
подготовки и иные
п/п
мероприятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Этапы и годы спортивной подготовки
Учебно
|
тренировочный
Этап
Этап
этап (этап
начальной
Этап
совершенство
высшего
спортивной
подготовки
вания
1
специализации)
спортивного
спортивного
мастерства
До
мастерства
Свыше
До Свыше трех
трех лет
года
года
лет
Общая физическая
14-16
подготовка (%)
Специальная физическая
подготовка (%)
Участие в спортивных
соревнованиях (%)
Техническая подготовка
32-42
(%)
Тактическая,
теоретическая,
44-48
психологическая
подготовка (%)
Инструкторская и
судейская практика (%)
Медицинские, медико
биологические,
восстановительные
1-3
мероприятия,
тестирование
и контроль (%)
8-14
4-8
4-6
4-6
4-6
-
4-6
4-6
4-6
4-6
2-4
3-5
5-12
5-12
5-14
32-40
30-32
32-34
"51-33
30-32
44-48
42-46
42-46
Ю-42
40-42
1-3
2-4
2-4
2-4
2-4
1-3
2-4
2-4
4-6
5-7
-
13
1.6.
Календарный план воспитательной работы
Мероприятия
№ Направление работы
п/п
Профориентационная деятельность
1.
Спортивные соревнования различногог
1.1. Судейская практика
типа
Учебно-тренировочные занятия
1.2. Инструкторская практика
2.
Здоровьесбережение
2.1. Медико-биологическое
Исследование организма обучающег'ОСЯ
до\после учебно-тренировочной и
исследование
спортивной деятельности
2.2. Режим питания и отдыха
Практическая деятельность и
восстановительные процессы
обучающихся:
Сроки проведения
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
•
3.
Патриотическое воспитание обучающихся
В течение года
Беседы, встречи, диспуты, другие
3.1. Теоретическая подготовка
мероприятия с приглашением имени тых
(воспитание патриотизма,
чувства ответственности перед спортсменов, тренеров и ветеранов с.порта
с обучающимися и иные мероприятг1Я,
Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, уважение определяемые организацией,
реализующей дополнительную
государственных символов
(герб, флаг, гимн), готовность образовательную программу спортшвной
подготовки
к служению Отечеству, его
защите на примере роли,
традиций и развития вида
спорта в современном
обществе, легендарных
спортсменов в Российской
Федерации, в регионе,
культура поведения
болельщиков и спортсменов на
соревнованиях)
В течение года
Участие в:
3.2. Практическая подготовка
вых
- физкультурных и спортивно-массо
(участие в физкультурных
мероприятиях и спортивных мероприятиях, спортивных
соревнованиях, в том числе в парадаX,
соревнованиях и иных
церемониях открытия (закрытия),
мероприятиях)
награждения на указанных меропршггиях;
- тематических физкультурно-спорпюных
праздниках, организуемых в том чис ле
организацией, реализующей
дополнительные образовательные
программы спортивной подготовки;
.
I
14
i
4.
Развитие творческого мышления
4.1. Практическая подготовка
Семинары, мастер-классы,
В течение года
(формирование умений и
показательные выступления для
навыков, способствующих
обучающихся, направленные на:
- формирование умений и навыков,
достижению спортивных
результатов)
способствующих достижению
спортивных результатов;
- развитие навыков юных спортсменов и
их мотивации к формированию культуры
спортивного поведения, воспитания
толерантности и взаимоуважения;
- правомерное поведение болельщик ов;
- расширение общего кругозора юнь к
спортсменов;
1.7.
План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в
спорте и борьбу с ним
Теоретическая часть:
В соответствии Федерального закона от 4 декабря 2007 г. №329-Ф3 «О
физической культуре и спорте в Российской Федерации», Федеральный закон от 30
апреля 2021 г. N 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О
физической культуре и спорте в Российской Федерации, частью 6 статьи 19.1
"Организации, реализующие дополнительные образовательные программы
спортивной подготовки обязаны реализовывать меры по предотвращению допинга в
спорте и борьбе с ним, в том числе ежегодно проводить с лицами, проходящими
спортивную подготовку, занятия, на которых до них доводятся сведения о
последствиях допинга в спорте для здоровья обучающихся, об ответственности за
нарушение антидопинговых правил; знакомить лиц, проходящих спортивную
подготовку под роспись с локальными нормативными актами, связанными с
осуществлением спортивной подготовки, а также с антидопинговыми правилами по
соответствующим виду или видам спорта.
Меры, направленные на предотвращение применения допинга в спорте и
борьбе с ним, включают следующие мероприятия:
• проведение
ежегодных
семинаров/лекций/уроков/викторин
для
обучающихся и персонала обучающихся, а также родительских собраний;
• ежегодное обучение ответственных за антидопинговое обучение в
организациях, осуществляющих спортивную подготовку;
• ежегодная оценка уровня знаний.
Всемирный антидопинговый Кодекс является основополагающим и
универсальным документом, на котором основывается Всемирная антидопинговая
программа в спорте. Антидопинговые правила, как и правила соревнований,
являются спортивными правилами, по которым проводятся соревнования.
Обучающиеся принимают эти правила как условие участия в соревнованиях и
обязаны их соблюдать. Допинг определяется как совершение одного или нескольких
нарушений антидопинговых правил.
К нарушениям антидопинговых правил относятся:
15
i
i
1. Наличие запрещенной субстанции, или ее метаболитов, или маркеров в
пробе, взятой у обучающегося.
2. Использование или попытка использования обучающимся запрещенной
субстанции или запрещенного метода.
3. Уклонение, отказ или неявка обучающегося на процедуру сдачи проб.
4. Нарушение обучающимся порядка предоставления информации о
местонахождении.
5. Фальсификация или попытка фальсификации любой составляющей
допингконтроля со стороны обучающегося или иного лица.
6. Обладание запрещенной субстанцией или запрещенным методом со стороны
обучающегося или персонала обучающегося.
7. Распространение или попытка распространения любой запрещенной
субстанции или запрещенного метода обучающимся или иным лицом.
8. Назначение или попытка назначения обучающимся или иным лицом любому
обучающемуся в соревновательном периоде запрещенной субстанции или
запрещенного метода, или назначение или попытка ; назначения любому
обучающемуся во вне соревновательного периода запрещенной субстанции или
запрещенного метода, запрещенного во вне соревновательного! периода.
9. Соучастие или попытка соучастия со стороны обучающегося или иного
лица.
10. Запрещенное сотрудничество со стороны обучающегося или иного лица.
11. Действия
обучающегося
или
иного
лица, ! направленные
на
воспрепятствование или преследование за предоставление
информации
уполномоченным органам.
В отношении обучающегося действует «принцип строгой ответственности».
Персональной обязанностью каждого обучающегося является недопущение
попадания запрещенной субстанции в его организм, а также неиспользование
запрещенного метода. Всемирное антидопинговое агентство обращает особое
внимание на использование обучающимися пищевых добавок, так как во многих
странах правительства не регулируют соответствующим образом их производство.
Это означает, что ингредиенты, входящие в состав препарата, могут не
соответствовать субстанциям, указанным на его упаковке.
Антидопинговые мероприятия направлены на проведение разъяснительной
работы по профилактике применения допинга, консультации спортивного врача и
диспансерные
исследования
обучающихся
в
группах
спортивного
совершенствования и высшего спортивного мастерства.
Мероприятия антидопинговой программы проводятся среди обучающихся всех
групп, и преследует следующие цели:
- разучивание обучающихся общим основам фармакологического обеспечения
в спорте, предоставление им адекватной информации о препаратах и средствах,
применяемых в спорте с целью управления работоспособностью;
- разучивание обучающихся конкретным знаниям | по предупреждению
применения допинга в спорте, основам антидопинговой политики;
- увеличение числа молодых обучающихся, ведущих активную пропаганду по
неприменению допинга в спорте.
16
План антидопинговых мероприятий
Этап
подготовки
Вид программы
Тема
Этап начальной
подготовки
Дистанционное
обучение
«О ценностях чистого
спорта» (для спортсменов
7-11 лет)
Честная игра
Веселые старты
Теоретическое
занятие
Тренировочный
этап
(до 2 лет обучения)
1.Что такое допинг и
допинг - контроль?
2.Исторический обзор
проблемы допинга (как
появился?)
Ответственный Сроки
проведения
за
проведение
мероприятия
Обучающийся 1 раз в год
Тренерпреподаватель
Тр енерпр еподаватель
3.Последствия допинга для
здоровья
4.Допинг и зависимое
поведение
5.
Профилактика допинга
6.
Как повысить результаты
без допинга?
7.Причины борьбы с
допингом
«Роль родителей в
ТренерРодительское
преподаватель
процессе формирования
собрание
антидопинговой культуры»
Проверка лекарственных
ТренерПрактическое
преподаватель
препаратов (знакомство с
занятие
Медицинский
международным
стандартом «Запрещенный работник
список»)
Международный день
Онлайн
мероприятия Чистого Спорта
образовательный Всероссийский
марафон
антидопинговый диктант
Антидопинговый курс (для Обучающийся
Дистанционное
спортсменов старше 12
обучение
лет)
ТренерВеселые старты Честная игра
преподаватель
1.Профилактика
Теоретическое
Тренерприменения допинга среди пр еподаватель
занятие
спортсменов
2.Основы управления
работоспособностью
спортсмена
3.Мотивация нарушений
антидопинговых правил
4.Запрещенные субстанции
и методы
1-2 раза в
год
1 раз в год
1-2 раза в
год
1 раз в год
Апрель
1 раз в год
1-2 раза в
год
1 раз в год
Проверка лекарственных
препаратов (знакомство с
международным
стандартом «Запрещенный
список»)
Онлайн
Международный день
мероприятия Чистого Спорта
образовательный Всероссийский
марафон
антидопинговый диктант
Антидопинговый курс (для
Дистанционное
спортсменов старше 12
обучение
лет)
Веселые старты Честная игра
Практическое
занятие
Тренировочный
этап
(свыше 2 лет
обучения)
Теоретическое
занятие
Тренерпреподаватель
Медицинский
работник
i
1-2 раза в
год
1 раз в год
Апрель
ое'учающийся
1 раз в год
Тренерпреподаватель
енереподаватель
1-2 раза в
год
1 раз в год
1.Нормативно-правовая
база антидопинговой
работы
2.Допинг как глобальная
проблема современного
спорта
3.Характеристика
допинговых средств и
методов
4.
Наказания за нарушение
антидопинговых правил
5. Недопинговые методы
повышения спортивной
работоспособности
6 .Международные
стандарты для списка
запрещенных средств и
методов
7.Всемирный
антидопинговый кодекс и
его
характеристика
а 43
ч
43
Родительское
собрание
5. Допинг и спортивная
медицина
6. Психологические и
имиджевые последствия
допинга
7.Процедура допинг контроля
8. Организация
антидопинговой работы
«Роль родителей в
Тренерпроцессе формирования
преподаватель
антидопинговой культуры»
18
«Роль родителей в
процессе формирования
антидопинговой культуры»
Проверка лекарственных
Практическое
препаратов (знакомство с
занятие
международным
стандартом «Запрещенный
список»)
Международный день
Онлайн
мероприятия Чистого Спорта
образовательный Всероссийский
марафон
антидопинговый диктант
Антидопинговый курс (для
Дистанционное
Этап
спортсменов старше 12
Совершенствования обучение
лет)
спортивного
мастерства
Веселые старты Честная игра
Родительское
собрание
1.Допинг как глобальная
проблема современного
спорта
2. Предотвращение допинга
в спорте
3 .Допинг-контроль
4.
Медицинские,
психологические,
социальные
аспекты допинга
5. Актуальные тенденции в
антидопинговой
политике
6.Основы методики
антидопинговой
профилактики
«Роль родителей в
Родительское
процессе формирования
собрание
антидопинговой культуры»
Проверка лекарственных
Практическое
препаратов (знакомство с
занятие
международным
стандартом «Запрещенный
список»)
Международный день
Онлайн
мероприятия Чистого Спорта
образовательный Всероссийский
марафон
антидопинговый диктант
1.Запрещенный список.
Теоретическое
2.Права и обязанности
занятие
спортсменов согласно
Всемирному
антидопинговому кодексу
Теоретическое
занятие
Все этапы
Тренерпреподаватель
1-2 раза в
год
Тренерпреподаватель
Медицинский
работник
1 раз в год
Апрель
Обучающийся
1 раз в год
Тренерпреподаватель
Тренерпреподаватель
1-2 раза в
год
1 раз в год
1
1
i
i
|
|
Тренерпреподаватель
Тренерпреподаватель
Медицинский
работник
1-2 раза в
год
1 раз в год
Апрель
тРенер-
1 раз в год
ПР еподаватель
19
3.Риски и последствия
использования
биологически активных
добавок
4.Пропаганда принципов
фэйр плэй, отношения к
спорту как к площадке для
честной конкуренции и
воспитания личностных
качеств
1.8.
Планы инструкторской и судейской практики
Одной из задач спортивной школы является подготовка спортсмена к роли
помощника тренера-преподавателя, инструктора и участию в организации и
проведении соревнований в качестве судьи.
1. Помощь тренеру в проведении отдельных этапов тренировочного занятия
2. Проверка выполнения заданий тренера другими спортсменами
3. Изучение правил соревнований
Решение этих задач целесообразно начинать со 2-го года: обучения на учебно
тренировочном этапе спортивной подготовки и продолжать тренерско-судейскую
практику на следующих этапах. Тем не менее в группах Т-1 в той или иной степени
тренер-преподаватель может привлекать обучающихся к инструкторской практике,
а накануне соревнований обучающихся Т-1 необходимо ознакомить с правилами
проведения соревнований.
Занятия следует проводить в форме бесед, семинаров, практических
занятий, самостоятельного изучения литературы по шахматам.
Спортсмены должны овладеть принятой в виде спорта терминологией. Во
время проведения занятий необходимо развивать способность спортсменов
наблюдать за выполнением заданий другими спортсменами,;находить ошибки и
исправлять их.
Привитие судейских навыков осуществляется путем изучения правил
соревнований, привлечения спортсменов к непосредственному выполнению
отдельных судейских обязанностей в своей и других группах.
В течение всего периода обучения в рамках инструкторской практики
тренеру-преподавателю необходимо привлекать обучающихся к организации
занятий и обучению основам правил соревнований. По инструкторской работе
необходимо последовательно освоить следующие навыки и умения:
1. Построить группу и подать основные команды на месте и в движении.
2. Уже с первого учебно-тренировочного года необходимо формировать
умение и навык у игрока в проведении беговых и общеразвивающих упражнений
разминочного характера под контролем тренера-преподавателя.
3. Также возможно привлекать обучающихся к объяснению правил игры и
условий ее проведения - на 1 году учебно-тренировочного занятия, к объяснению
знакомого упражнения и его демонстрации - на 2-3 годах.
20
1.9.
Планы медицинских, медико-биологических мероприятий
применения восстановительных средств
При любой форме физкультурно-оздоровительной работы очень важен
систематический медицинский контроль. Ведь уровень здоровья и функциональное
состояние организма - важные условия определения адекватного двигательного
режима, для каждого обучающегося и оценки его эффективности.
Цель медико-биологического контроля: определение рационального
двигательного
режима,
соответствующего
анатомо-физиологическим
и
клиническим особенностям обучающихся определенных возрастных групп;
сохранение и укрепление здоровья спортсменов.
Задачи медико-биологического контроля:
- определение показаний и противопоказаний к занятиям;
- обоснование рациональных режимов учебно-тренировочного процесса;
- систематическое наблюдение за физическим и психоэмоциональным
состоянием;
- обучение спортсменов самоконтролю в процессе занятий;
- санитарно-гигиенический надзор за местами и условиями проведения
учебно-тренировочных занятий;
- медицинское обеспечение соревнований;
- ведение медицинской документации.
Основа медико-биологического контроля - диспансерный метод мониторинг, который подразумевает проведение регламентированных форм
врачебного контроля вне зависимости от субъективных ощущений обучающегося.
Плановая диспансеризация проводится два раза в год с целью выявления динамики
функционального состояния спортсменов, уровня их физического здоровья.
Внеплановая диспансеризация применяется после выявления различных
патологических состояний у спортсмена, после перенесенных травм, заболеваний
для возобновления выполнения физических нагрузок спортсменом и определения
возможности его участия в соревновании.
Врачебно-педагогический контроль
Целью врачебно-педагогического контроля является определение уровня
здоровья, физической работоспособности и подготовленности спортсмена после
завершения определенного этапа подготовки, оценка воздействия на организм
тренировочных нагрузок, с последующей корректировкой планов учебно
тренировочных занятий.
Задачи:
- изучение соответствия условий занятий согласно гигиеническим и
физиологическим нормам;
- изучение соответствия средств и систем тренировки ее задачам и
функциональным возможностям обучающихся;
- оценка общей и специальной тренированности;
- текущее и перспективное планирование учебно-тренировочных занятий;
21
и
- выбор и оценка педагогических (оптимальное построение микро, мезо и
макроциклов), психологических (психорегуляция, аутогенная тренировка и т.д.) и
медицинских
средств восстановления
(витаминизация,
сауна,
массаж,
рациональное питание).
В педагогическом контроле применяются:
Метод педагогического наблюдения используется в процессе учебно
тренировочных занятий и спортивных соревнований. Тренер-преподаватель
наблюдает за поведением обучающихся, их активностью, эмоциональным
состоянием, дисциплиной, за качеством выполнения упражнений и заданий, за
реакцией организма на тренировочные и соревновательные нагрузки.
I
22
2. Система контроля
2.1.
Требования
к
результатам
прохождения
дополнительн
образовательной программы спортивной подготовки, в том числе к участию в
спортивных соревнованиях.
По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной подготовки
обучающимся, необходимо выполнить следующие требования к результатам
прохождения Программы, в том числе, к участию в спортивных соревнованиях:
На этапе начальной подготовки:
• формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и
спортом;
I
• получение общих теоретических знаний о физической культуре и спорте, в том
числе о виде спорта «шахматы»;
• формирование двигательных умений и навыков, в том числе в виде спорта
«шахматы»; повышение уровня физической подготовленности и всестороннее
гармоничное развитие
• физических качеств;
• обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях, начиная со
второго года;
• укрепление здоровья.
На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
• формирование устойчивого интереса к занятиям видом спорта «шахматы»;
• формирование разносторонней
общей и специальной
физической
подготовленности,
а также
теоретической,
технической,
тактической и
психологической подготовленности, соответствующей виду спорта «шахматы»;
• обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях и
формирование навыков соревновательной деятельности;
• укрепление здоровья.
;
На этапе совершенствования спортивного мастерства:
• повышение уровня общей и специальной физической, теоретической,
технической, тактической и психологической подготовленности;
• обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях
и
совершенствование навыков в условиях соревновательной деятельности;
• сохранение здоровья.
На этапе высшего спортивного мастерства:
• повышение уровня общей и специальной физической, теоретической,
технической, тактической и психологической подготовленности, соответствующей виду
спорта «шахматы»;
• обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях и достижение
обучающимися высоких и стабильных спортивных результатов в условиях
соревновательной деятельности;
• сохранение здоровья.
23
2.2. Оценка результатов освоения Программы
Оценка результатов освоения Программы сопровождается аттестацией
обучающихся, проводимой Учреждением, на основе разработанных комплексов
контрольных упражнений, перечня тестов и (или) вопросов по видам подготовки, не
связанным с физическими нагрузками (далее - тесты), а также с учетом результатов
участия обучающегося в спортивных соревнованиях :и достижения им
соответствующего уровня спортивной квалификации.
2.3.
Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки и уровень спортивной квалификации
обучающихся по годам и этапам спортивной подготовки
Таблица № 9
Нормативы общей физической подготовки для зачисления и перевода на этап
начальной подготовки по виду спорта «шахматы»
№п/п
Норматив до года
обучения
девочки
мальчики
Нормативы общей физической подготовки
не более
с
Бег на 30 м
6,9
7Д
не менее
Сгибание и разгибание рук в количество
раз
4
упоре лежа на полу
7
не менее
Наклон вперед из положения
стоя
см
на гимнастической скамье (от
+3
+1
уровня скамьи)
см
не менее
Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами
110
105
Упражнения
1.
2.
3.
4.
Единица
измерения
Норматив свыше года
обучения
мальчики девочки
не более
6,8
6,7
не менее
10
6
не менее
+3
+5
не менее
115
120
Таблица № 10
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и
уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и перевода
на учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) по виду спорта
«шахматы»
Норматив
Единица
измерения
девушки
юноши
1. Нормативы общей физической подготовки
не более
с
1.1. Бег на 30 м
6,2
6,0
не
менее
1.2. Сгибание и разгибание рук в упоре количество раз
11
лежа на полу
17
№
п/п
Упражнения
Наклон вперед из положения
стоя
на гимнастической скамье (от
1.3.
уровня скамьи)
не менее
см
+7
+9
1.4. Челночный бег 3x10 м
не более
с
9,2
2. Нормативы специальной физической подготовки
2.1. Приседание без остановки
9,5
не менее
количество раз
10
8
Наклон вперед из положения
не менее
2.2. стоя с выпрямленными ногами,
количество раз
2
пальцами рук коснуться пола
3. Уровень спортивной квалификации
Период обучения на этапе
спортивные разряды - «третий юношеский
спортивный разряд», «второй юношеский спортивный
3.1. спортивной подготовки (до трех
разряд», «первый юношеский спортивный разряд»
пет)
Период обучения на этапе
спортивные разряды - «третий спортивный разряд»,
«второй спортивный разряд», «первый спортивный
3.2. спортивной подготовки
разряд»
|
(свыше трех лет)
Таблица № 1]
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и уровень
спортивной квалификации (спортивные разряды)
для зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного мастерства
по виду спорта «шахматы»
№
п/п
1.1. Бег на 60 м
Норматив
Упражнения
девочки/
мальчики/
юноши
девушки
1. Нормативы общей физической подготовки
не более
с
10,1
9,5
1.2. Сгибание и разгибание рук
в упоре лежа на полу
1.3. Наклон вперед из положения стоя на
гимнастической скамье (от уровня скамьи)
1.4. Челночный бег 3x10 м
Единица
измерения
количество
раз
см
не менее
14
28
не менее
+13
+9
не более
с
7,9
8,2
см
не менее
1.5. Прыжок в длину с места толчком двумя
ногами
165
180
не менее
1.6. Поднимание туловища из положения лежа на количество раз
40
спине (за 1 мин)
46
2. Нормативы специальной физической подготовки
не менее
количество раз
Приседание без остановки
2.1.
12
18
количество
не менее
Наклон вперед из положения стоя
2.2.
8
раз
8
3. Уровень спортивной квалификации (спортивные разряды)
Спортивный разряд «кандидат в мастера спорта»
3.1
25
I
Таблица № 12
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки
и уровень спортивной квалификации (спортивные звания) для зачисления и перевода на
этап высшего спортивного мастерства по виду спорта «шахматы»
№п/п
Норматив
Упражнения
девушки/
юноши/
женщины
мужчины
1. Нормативы общей физической подготовки
с
не более
Бег на 60 м
8,2
9,6
количество раз
не менее
Сгибание и разгибание рук в упоре
лежа на полу
34
13
не менее
Наклон вперед из положения стоя на
см
гимнастической скамье
+11
+15
(от уровня скамьи)
не более
с
Челночный бег 3x10 м
8,0
7,2
не менее
см
Прыжок в длину с места толчком
двумя ногами
180
215
не
менее
Поднимание туловища из
количество раз
положения лежа на спине
43
49
(за 1 мин)
2. Нормативы специальной физической подготовки
не менее
количество раз
Приседание без остановки
22
16
не менее
Наклон вперед из положения стоя с
выпрямленными ногами,
количество раз
12
12
пальцами рук коснуться пола
3. Уровень спортивной квалификации
Спортивные звания «мастер спорта России» и (или) «гроссмейстер России» и (или)
«мастер спорта России международного класса»
Единица измерения
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
2.1.
2.2.
3.1.
Программный материал для учебно-тренировочных занятий по каждому
этапу спортивной подготовки.
Этап начальной подготовки
Основными задачами в группах начальной подготовки являются привитие
обучающимся интереса к занятиям шахматами, овладение элементарными основам!
шахматной игры, ознакомление с основными тактическими идеями и приемами
получение первоначальных знаний по истории шахмат, приобретение навыков участш
в соревнованиях, выполнение нормативов П-Ш юношеского разряда.
При планировании подготовки юного шахматиста jнеобходимо учитывай
практический опыт, свидетельствующий, что для достижения в юношеском возраст
звания мастера спорта требуется, как правило, от 6 до 9 лет учебно-тренировочно!
работы.
26
В группах начальной подготовки обучающиеся как правило не выступают в
официальных соревнованиях, и учебный процесс должен быть насыщен большим
количеством внутренних турниров (тематических, квалификационных), специальными
занятиями по закреплению теоретических знаний и различными массовыми
мероприятиями.
Учебно-тренировочный этап
В учебно-тренировочных группах первого года обучения - развитие интереса к
занятиям шахматами, изучение сложных комбинаций на сочетание идей, овладение
элементарными техническими приемами легкофигурного Эндшпиля, ознакомление с
теорией А. Филидора, усвоение понятия о тренировке и гигиене шахматистов.
В учебно-тренировочных группах второго года обучения - формирование
устойчивого интереса к занятиям шахматами, развитие тактического зрения,
приобретение навыков самостоятельной работы над шахматами, ознакомление с
приемами атаки в шахматной партии, проблемами центра, углубленное изучение
легкофигурных окончаний и основных приемов ладейного эндшпиля, изучение
понятия инициативы в дебюте, расширение знаний по истории шахмат, изучение
элементарных основ судейства и организации шахматных соревнований.
В учебно-тренировочных группах третьего года обучения - расширение
полученных знаний, изучение теории В. Стейница, углубленное изучение темы «Атака
на
короля»,
ознакомление
с
характеристикой
современных
дебютов,
совершенствование в изучении приемов эндшпиля и миттельшпиля, приобретение
углубленных знаний о режиме шахматиста и методике тренировки.
В
учебно-тренировочных
группах
четвертого
года
обучения
совершенствование теоретических знаний, изучение типовых' позиций миттельшпиля,
овладение принципами формирования дебютного репертуара, углубленное изучение
сложных окончаний, овладение глубокими знаниями по истории шахмат, получение
сведений о психологической и волевой подготовке.
I
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для групп начальной подготовки I года обучения
ШАХМАТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. СУДЕЙСТВО И
ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ. Правила шахматной игры. Первоначальные
понятия. Нотация. Турнирная дисциплина, правило “тронул - ходи”, требование записи
турнирной партии.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ШАХМАТ. Происхождение шахмат
Распространение шахмат на Востоке. Чатуранга и шатрандж.
ДЕБЮТ. Определение дебюта как подготовительной стадии к борьбе в середине
игры. Основные принципы развития в дебюте. Мобилизация фигур. Борьба за центр
Безопасность короля.
МИТТЕЛЬШПИЛЬ. Понятие о тактике. Понятие о комбинации. Основные
тактические приемы. Связка, двойной удар, вскрытое нападение, вскрытый шах
двойной шах. Определение стратегии. Принципы реализации материальной
преимущества.
Простейшие
принципы
разыгрывания
середины
партии
целесообразное развитие фигур, мобилизация сил, определение ближайшей i
последующей задачи.
27
ЭНДШПИЛЬ. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Активность
короля в эндшпиле. Матование одинокого короля. Пешечные окончания. Король и
пешка против короля. Ферзь против пешки. Ладья против пешки. Проблемы перехода
из миттельшпиля в эндшпиль. Переход из дебюта в эндшпиль.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН цля групп начальной подготовки II года обучения
ШАХМАТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. СУДЕЙСТВО И
ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ. Основные положения шахматного кодекса.
Значение спортивных мероприятий и их место в учебно-тренировочном процессе.
ДЕБЮТ Классификация дебютов. Значение флангов в Дебюте. Захват центра с
флангов. Гамбиты. Стратегические идеи Итальянской партии, защиты 2-х коней
дебюта 4-х коней, королевского гамбита.
МИТТЕЛЬШПИЛЬ. Комбинация с мотивом “спертого мата”, отвлечения,
использование слабости последней горизонтали, разрушение пешечного центра,
перекрытие, превращение пешки, уничтожение защиты. План игры. Оценка позиции.
Центр, централизация. Открытые и полуоткрытые линии. Тяжелые фигуры на
открытых и полуоткрытых линиях.
ЭНДШПИЛЬ. Пешечные окончания. Король и пешка против короля. Король и
пешка против короля и двух пешек. Защищенная проходная. Пешечный прорыв.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для учебно-тренировочных Irpvnn I года обучения
ШАХМАТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СУДЕЙСТВО И
ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ. Судейство соревнований. Воспитательная роль
судьи. Виды соревнований: личные, командные, лично-командные, официальные к
товарищеские.
ДЕБЮТ. План в дебюте. Оценка позиции в дебюте. Ловушки в дебюте. Связь
дебюта с миттельшпилем.
МИТТЕЛЬШПИЛЬ. Атака на короля. Комбинация как совокупность
элементарных тактических идей. Комбинации с жертвой слона на h7. Комбинации ш
перекрытие и освобождение поля. Пешечные слабости. Форпост. Вторжение на 7-ук
(2-ую) горизонталь.
ЭНДШПИЛЬ. Общие принципы эндшпиля. Отдаленная проходная пешка. Лады
против пешек. Ладейные окончания. Ладья с пешкой против ладьи. Окончания ферз]
против пешки. Шахматная композиция.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для учебно-тренировочных групп II года обучения
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В РОССИИ.
Единая спортивная классификация и ее значение для развития спорта. Разрядньк
нормы и требования по шахматам.
ШАХМАТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. СУДЕЙСТВО 1
ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ. Системы соревнований: круговая, нокаут
швейцарская. Контроль времени на обдумывание ходов в партии.
ДЕБЮТ. Стратегические идеи главных систем испанской партии, сицилианско]
защиты.
МИТТЕЛЬШПИЛЬ. Атака в шахматной партии. Разноцветные слоны
миттельшпиле. Атака пешками. Атака фигурами. Пешечно-фигурная атака. Атака
дебюте, миттельшпиле, эндшпиле. Проблемы центра. Закрытый пешечный центр
I
I
21
Пешечный прорыв в центре и образование проходной пешки. Пешечно-фигурный
центр. Центр и фланги. Роль центра при фланговых операциях. Борьба с образованием
у противника пешечного центра.
ЭНДШПИЛЬ. Легкофигурные окончания. Слон сильнее коня и конь сильнее
слона. Слоновые окончания. Слон с пешками против слона с пешками.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для учебно-тренировочных групп III года обучения
ШАХМАТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. СУДЕЙСТВО И
ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ. Организация и проведение шахматных
соревнований. Положение о соревнованиях, регламент. Подготовка мест соревнований.
Порядок открытия и закрытия соревнований. Порядок оформления отчета о
соревнованиях.
ДЕБЮТ. Эволюция взглядов на дебют. Характеристика современных дебютов.
Стратегические идеи защиты 2-х коней, французской защиты, ферзевого гамбита,
защиты каро-кан.
МИТТЕЛЬШПИЛЬ. Навыки позиционной игры. Слабость комплекса полей.
Сдвоенные пешки. Сильные и слабые поля. Отсталая пешка на полуоткрытой линии.
ЭНДШПИЛЬ. Прием отталкивания. Пешечный прорыв. Активность короля в
эндшпиле. Переход в пешечный эндшпиль, как метод реализации перевеса. Типовые
эндшпили: Конь против пешек, слон против пешек и ладья против пешек. Окончания с
одноцветными слонами.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для учебно-тренировочных irpyim IV года обучения
МИТТЕЛЬШПИЛЬ. Пешечные цепи. Ограничение подвижности фигуры.
Изолятор в центре. Висячие пешки. Позиции с нестандартным соотношением
материала. Блокада. Тренировка техники расчета вариантов.
ЭНДШПИЛЬ. Окончания ладья против 2-х легких фигур. Ладья против легкой
фигуры с пешками. Использование пешечного перевеса на ферзевом фланге.
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ ШАХМАТИСТА. Соревнования и их
значение в повышении спортивного мастерства. Методы сохранения спортивной
формы между соревнованиями. Особенности построения учебно- тренировочного
процесса перед соревнованиями.
Индивидуальный план и график учебно-тренировочных занятий шахматиста.
Учебно-тренировочная нагрузка и работоспособность. Система восстановительных
мероприятий. Основные требования, предъявляемые к| организации учебно
тренировочного занятия.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для групп совершенствования спортивного
мастерства
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В РОССИИ Международные связи
российских шахматистов. Главные шахматные турниры в России и за рубежом.
ДЕБЮТ. Системы с закрытым центром. Французская защита, индийские
построения. Карлсбадская структура. Каменная стена. Система еж. Конь Пильсбери
Симметричные построения.
МИТТЕЛЬШПИЛЬ. Жертва пешки за перевес в развитии. Жертва пешки зг
улучшение позиции. Игра при открытом центре. Сильный подвижный центр и борьба с
ним. Жертва петттки за задержку развития. Преимущество 2-х слонов.
29
ЭНДШПИЛЬ. Коневые окончания. Окончания с одноцветными и разноцветными
слонами. Окончания слон против коня. Ферзевые окончания. Окончание ферзь против
ладьи. Окончания ладья против легкой фигуры.
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ ШАХМАТИСТА. Формы и методы
тренировки шахматиста. Урок, как основная форма организации учебно
тренировочного процесса. План, содержание и построение теоретического занятия.
Содержание практического занятия.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН цля групп высшего спортивного мастерства
ШАХМАТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. СУДЕЙСТВО И
ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ. Судейство и организация соревнований.
Судейская практика. Роль главного судьи, главного секретаря й линейных судей.
МИТТЕЛЬШПИЛЬ. Висячие пешки. Изолированные пешки в центре. Пешечная
пара сЗ и d4. Ограничение подвижности и блокада. Качественное пешечное
превосходство. Борьба с пешечным перевесом на фланге. Использование пешечного
перевеса на фланге. Тренировка техники расчета. Идеи Ботвинника. Кони на е5 и d5.
Использование перевеса в развитии. Защита худших позиций. Методика выработки
стратегического плана в миттельшпиле. Методика оценки позиции. Планы при
различных типах центра
ЭНДШПИЛЬ. Крепость в эндшпиле. Переход в эндшпиль конь против слона.
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ ШАХМАТИСТА. Формы и методы
тренировки шахматиста. Урок, как основная форма организации учебнотренировочного процесса. План, содержание и построение Теоретического занятия,
Содержание практического занятия.
2.4. Учебно-тематический план.
Таблица № 12
Учебно-тематический план
Этап
спортивной
подготовки
Темы по
теоретической
подготовке
Всего на этапе
начальной
подготовки до
одного года
обучения/
свыше одного
года обучения:
Этап
начальной
подготовки История
возникновения
вида спорта и его
развитие
Объем
времени Сроки
в год проведени
я
(минут)
Краткое содержание
•
~ 120/18
0
~ 13/20
Зарождение и развитие вида спорта.
сентябрь Автобиографии выдающихся спортсменов.
Чемпионы и призеры Олимпийских игр.
Физическая
культура - важное
средство
~ 13/20
физического
развития и
укрепления
здоровья человека
Гигиенические
основы
физической
культуры и
спорта, гигиена
И 13/20
обучающихся при
занятиях
физической
культурой и
спортом
Закаливание
организма
~ 13/20
Понятие о физической культуре и спорте.
Формы физической культуры. Физическая
культура как средство воспитания трудолюбия,
организованности,
воли, нравственных качеств
октябрь
и жизненно важных умений и навыков.
!
Понятие о гигиене й санитарии. Уход за телом,
полостью рта и зубами. Гигиенические
требования к одежде и обуви. Соблюдение
гигиены на спортивных объектах.
ноябрь
Знания и основные!правила закаливания.
декабрь Закаливание воздухом, водой, солнцем.
Закаливание на занятиях физической культуры
и спортом.
1
Самоконтроль в
процессе занятий ~ 13/20
физической
культуры и
спортом
Самоконтроль в
процессе занятий ~ 13/20
физической
культуры и
спортом
Теоретические
основы обучения
базовым
~ 13/20
элементам техники
и тактики вида
спорта
Теоретические
основы судейства.
Правила вида
спорта
~ 14/20
Ознакомление с понятием о самоконтроле при
занятиях физической культурой и спортом.
январь Дневник самоконтроля. Его формы и
содержание. Понятие о травматизме.
Ознакомление с понятием о самоконтроле при
занятиях физической культурой и спортом.
январь Дневник самоконтроля. Его формы и
содержание. Понятие о травматизме.
май
Понятие о технических элементах вида спорта.
Теоретические знания по технике их
выполнения.
j
.
июнь
Понятийность. Классификация спортивных
соревнований. Команды (жесты) спортивных
судей. Положение о спортивном соревновании.
Организационная работа цо подготовке
спортивных соревнований. Состав и
обязанности спортивных судейских бригад.
Обязанности и права участников спортивных
соревнований.
Система зачета в спортивных соревнованиях
по виду спорта.
31
Режим дня и
питание
обучающихся
~ 14/20
Оборудование и
спортивный
~ 14/20
инвентарь по виду
спорта
август
Расписание учебноттренировочного и учебного
процесса. Роль питания в жизнедеятельности.
Рациональное, сбалансированное питание.
Правила эксплуатации и безопасного
ноябрь- использования оборудования и спортивного
инвентаря.
май
Всего на уч еб н о
~ 600/960
тренировочном
этап е до тр ех лет
обучения/ свы ш е
трех л ет
обучения:
Учебногренировочны
й
этап (этап
спортивной
специал иза- Роль и место
ции)
физической
культуры в
формировании
личностных
качеств
История
возникновения
олимпийского
движения
Режим дня и
питание
обучающихся
~ 70/107
~ 70/107
i
ii
Физическая культура и спорт как социальные
феномены. Спорт - явление культурной жизни.
сентябрь Роль физической культуры в формировании
личностных качеств человека. Воспитание
волевых качеств, уверенности в собственных
силах.
З ар ож ден и е оли м п и й ск ого дви ж ен и я .
олим п и й ск ой
идеи.
М еж дун ар одн ы й О ли м п и й ск и й к ом и тет
(М О К ).
октябрь В озрож дение
Расписание учебно-тренировочного и учебного
ноябрь процесса. Роль питания в подготовке
обучающихся к спортивным соревнованиям.
Рациональное, сбалансированное питание.
Спортивная физиология. Классификация
Физиологические
различных видов мышечной деятельности.
основы
~ 70/107
декабрь Физиологическая характеристика состояний
физической
организма при спортивной деятельности.
культуры
Физиологические i механизмы
развития двигательных навыков.
Структура и содержание Дневника
Учет
обучающегося. Классификация и типы
соревновательной ~ 70/107
январь спортивных соревнований.
деятельности,
самоанализ
обучающегося
Понятийность. Спортивная техника и тактика.
Теоретические
Двигательные представления. Методика
основы технико ~ 70/107
обучения. Метод использования слова.
май
тактической
Значение рациональной техники в достижении
подготовки.
высокого спортивного результата.
Основы техники
вида спорта
Психологическая ~ 60/106 сентябрь Характеристика психологической подготовки.
Общая психологическая подготовка. Базовые
подготовка
волевые качества личности. Системные
волевые качества личности.
~ 70/107
32
Оборудование,
спортивный
инвентарь и
экипировка по
виду спорта
Правила вида
спорта
Классификация спортивного инвентаря и
-60/106 декабрь- экипировки для вида спорта, подготовка к
май
эксплуатации, уход и хранение. Подготовка
инвентаря и экипировки к спортивным
соревнованиям.
Деление участников по возрасту и полу. Права
= 60/106 декабрь- и обязанности участников спортивных
соревнований. Правила поведения при участии
май
в спортивных соревнованиях.
Олимпийское
Олимпизм как метафизика спорта.
движение. Роль и
Социокультурные процессы в современной
России. Влияние олимпизма на развитие
место физической
культуры в
= 200 сентябрь международных спортивных связей и системы
спортивных соревнований, в том числе, по
обществе.
виду спорта.
Состояние
современного
спорта
Понятие травматизма. Синдром
Профилактика
«перетренированности». Принципы
травматизма.
октябрь спортивной подготовки.
Перетренированно = 200
сть/
недотренированно
сть
Индивидуальный план спортивной подготовки.
Учет
Ведение Дневника обучающегося.
соревновательной
ноябрь Классификация и типы спортивных
= 200
деятельности,
соревнований. Понятия анализа, самоанализа
самоанализ
Этап
учебно-тренировочной и соревновательной
совершенство обучающегося
деятельности.
вания
Характеристика психологической подготовки.
спортивного
Общая психологическая подготовка. Базовые
мастерства
декабрь волевые качества личности. Системные
Психологическая
= 200
волевые качества личности. Классификация
подготовка
средств и методов психологической подготовки
обучающихся.
Современные тенденции совершенствования
Подготовка
системы спортивной тренировки. Спортивные
обучающегося как
результаты - специфический и интегральный
=
200
январь
многокомпонентн
продукт соревновательной деятельности.
ый процесс
Система спортивных соревнований. Система
спортивной тренировки. Основные
направления спортивной тренировки.
Основные функции и особенности спортивных
Спортивные
февраль соревнований. Общая структура спортивных
= 200
соревнования как
-май соревнований. Судейство спортивных
функциональное и
соревнований. Спортивные результаты.
структурное ядро
Классификация спортивных достижений.
спорта
33
Педагогические средства восстановления:
рациональное построение учебнотренировочных занятий; рациональное
чередование тренировочных нагрузок
различной направленности; организация
в переходный
Восстановительны период спортивной активного отдыха. Психологические средства
е средства и
подготовки
восстановления: аутогенная тренировка;
мероприятия
психорегулирующие воздействия; дыхательная
гимнастика. Медико- биологические средства
восстановления: питание; гигиенические и
физиотерапевтические процедуры; баня;
массаж; витамины. Особенности применения
восстановительных средств.
Всего на этапе
высшего
спортивного
мастерства:
Физическое,
патриотическое,
нравственное,
правовое и
эстетическое
воспитание в
спорте. Их роль и
содержание в
спортивной
деятельности
Социальные
функции спорта
Учет
соревновательной
деятельности,
самоанализ
обучающегося
Подготовка
обучающегося как
многокомпонентн
ый процесс
~ 600
~ 120
Задачи, содержание и пути патриотического,
нравственного, правового и эстетического
воспитания на занятиях в сфере физической
культуры и спорта. Патриотическое и
сентябрь нравственное воспитание. Правовое
воспитание. Эстетическое воспитание.
1
!
~ 120
~120
-1 2 0
Специфические социальные функции спорта
(эталонная и эвристическая). Общие
октябрь социальные функции спорта (воспитательная,
оздоровительная, эстетическая функции).
Функция социальной интеграции и
социализации личности.
Индивидуальный план спортивной подготовки.
Ведение Дневника обучающегося.
ноябрь Классификация и типы спортивных
соревнований. Понятия анализа, самоанализа
учебно-тренировочной и соревновательной
деятельности.
декабрь Современные тенденции совершенствования
системы спортивной тренировки.
Спортивные результаты - специфический и
интегральный продукт соревновательной
деятельности. Система спортивных
соревнований. Система спортивной
тренировки. Основные направления
спортивной тренировки.
34
Основные функции и особенности спортивных
Спортивные
соревнований. Общая структура спортивных
соревнований. Судейство спортивных
соревнования как
соревнований. Спортивные результаты.
май
функциональное и ~ 120
Классификация спортивных достижений.
структурное ядро
Сравнительная характеристика некоторых
спорта
видов спорта, различающихся по результатам
соревновательной деятельности
Педагогические средства восстановления:
рациональное
построение
учебнотренировочных занятий; рациональное
чередование тренировочных нагрузок
различной направленности; организация
активного отдыха. Психологические средства
в переходный
Восстановительны период спортивной восстановления: аутогенная тренировка;
психорегулирующие воздействия; дыхательная
е средства и
подготовки
гимнастика. Медико- биологические средства
мероприятия
восстановления: питание; гигиенические и
физиотерапевтические процедуры; баня;
массаж; витамины. Особенности применения
различных восстановительных средств.
Организация восстановительных мероприятий
в условиях учебно-тренировочных
мероприятий
II
j
35
3. Условия реализации Программы
3.1. Материально-технические условия реализации Программы
Требования к материально-техническим условиям реализации этапов спортивной
подготовки предусматривают (в том числе на основании договоров, заключенных в
соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, существенным
условием которых является право пользования соответствующей материальнотехнической базой и (или) объектом инфраструктуры):
• наличие тренировочного спортивного зала; наличие jпомещения для игры в
шахматы наличие раздевалок, душевых;
• наличие медицинского пункта, оборудованного в соответствии с приказом
Минздрава России от 23.10.2020 № 1144 н «Об утверждении порядка организации
оказания медицинской
помощи
лицам,
занимающимся
физической
культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных
мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра
лиц, желающих пройти
спортивную
подготовку,
заниматься
физической
культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы
испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к
труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских заключений о допуске к
участию
физкультурных и спортивных мероприятиях» (зарегистрирован Минюстом
России 03.12.2020, регистрационный № 61238)!;
• обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми
для прохождения спортивной подготовки;
• обеспечение спортивной экипировкой;
• обеспечение обучающихся проездом к месту проведения спортивных
мероприятий и обратно;
• обеспечение обучающихся питанием и проживанием в период проведения
спортивных мероприятий;
• медицинское обеспечение обучающихся, в том числе организацию
систематического медицинского контроля.
1 с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 22.02.2022 № 106н (зарегистрирован
Минюстом России 28.02.2022, регистрационный № 67554).
36
3.2. Обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для
прохождения спортивной подготовки
Таблица № 14
№
Наименование
Единица
п/п
измерения
1. Доска шахматная демонстрационная с фигурами
комплект
демонстрационными
2. Доска шахматная с фигурами шахматными
комплект
Интерактивный комплект (мультимедийный проектор,
3. компьютер, экран, специальное
иггук
программное обеспечение для вида спорта шахматы)
4. Секундомер
штук
5. Стол шахматный
штук
6. Стулья
штук
7. Часы шахматные
штук
8. Мат гимнастический
штук
9. Мяч набивной (медицинбол) (от 1 до 5 кг)
комплект
10. Турник навесной для гимнастической стенки
штук
Для этапов совершенствования спортивного мастерства
и высшего спортивного мастерства
комплект
11. Доска шахматная с электронными фигурами
12. Ноутбук со специальным программным
штук
обеспечением для вида спорта «шахматы»
13. Веб-камера
штук
Количество
изделий
2
10
1
.
2
10
10
10
2
3
1
2
3
2
!
I
37
Таблица № 15
срок
эксплуатации
(лет)
срок
эксплуатации
(лет)
срок
эксплуатации
(лет)
на обучающегося
-
“
“
”
1
3
1
3
штук
на обучающегося
-
-
-
-
1
3
1
3
количество
комплект
количество
количество
1. Шахматная доска складная с
шахматными фигурами
Ноутбук со специальным
2. программным обеспечением
для вида
спорта «шахматы»
Этап высшего
спортивного
мастерства
срок
эксплуатации
(лет)
Наименование
количество
№
п/п
Спортивный инвентарь, передаваемый в индивидуальное пользование
Этапы спортивной подготовки
Этап
Учебно
совершенствования
тренировочный
Этап
спортивного
этап (этап
начальной
мастерства
спортивной
подготовки
Расчетная единица
специализации)
Единица
измерения
38
Таблица №16
Обеспечение спортивной экипировкой
количество
“
“
-
-
1
2
1
1
штук
на обучающегося
-
“
-
1
2
1
1
пар
на обучающегося
-
-
“
1
1
1
1
пар
штук
штук
штук
на обучающегося
на обучающегося
на обучающегося
на обучающегося
-
-
-
-
-
-
-
-
1
2
1
2
1
1
2
1
1
2
1
2
1
1
1
1
.
-
-
срок эксплуатации
(лет)
срок эксплуатации
(лет)
на обучающегося
количество
срок эксплуатации
(лет)
штук
Этап высшего
спортивного
мастерства
количество
1. Костюм спортивный
летний
2. Костюм спортивный
зимний
3. Кроссовки спортивные
легкоатлетические
4. Кроссовки утепленные
5. Футболка спортивная
6. Шапка спортивная
7. Шорты спортивные
срок эксплуатации
(лет)
Наименование
количество
№
п/п
Спортивная экипировка, передаваемая в индивидуальное пользование
Этапы спортивной подготовки
Учебно
Этап
тренировочный Этап совершенство
этап (этап
вания спортивного
начальной
спортивной
мастерства
подготовки
Единица
Расчетная единица
специализации)
измерения
39
4. Кадровые условия реализации Программы.
4.1. Укомплектованность Учреждения педагогическими, руководящими
и иными работниками.
Для проведения учебно-тренировочных занятий и участия в официальных
спортивных соревнованиях на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной
специализации), этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего
спортивного мастерства, кроме основного тренера-преподавателя, допускается
привлечение тренера-преподавателя по видам спортивной подготовки, с учетом
специфики вида спорта «шахматы», а также на всех этапах спортивной подготовки
привлечение иных специалистов (при условии их одновременной работы с
обучающимися).
4.2. Уровень квалификации тренеров-преподавателей и
иных
работников Учреждения
Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку, должен
соответствовать требованиям, установленным профессиональным стандартом
«Тренер- преподаватель», утвержденным приказом Минтруда России от 24.12.2020 №
952н (зарегистрирован Минюстом России 25.01.2021, регистрационный № 62203),
профессиональным стандартом «Тренер», утвержденным приказом Минтруда России
от 28.03.2019 № 191н (зарегистрирован Минюстом России 25.04.2019.
регистрационный
№ 54519), профессиональным стандартом «Специалист по инструкторской и
методической работе в области физической культуры и спорта», утвержденным
приказом Минтруда России от 21.04.2022 № 237н (зарегистрирован Минюстом России
22.05.2022, регистрационный № 68615), или Единым квалификационным
справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников в области физической
культуры и спорта», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от
15.08.2011 № 916н (зарегистрирован Минюстом России 14.10.2011, регистрационный
№ 22054).
I
i
I
i
I
I
5. Информационно-методические условия реализации Программы.
1. Авербах Ю.Л. Шахматы: методическое пособие. - М., Знание, 1990.
2. Алаторцев В.А. Вопросы методики тренировки шахматистов старших разрядов. М.: ЦНИИФК, 1962.
3. Алексеев
Н.Г., Злотник Б.А. Проблемы отбора) перспективных юных
шахматистов. - М.: ГЦОЛИФК, 1984.
4. Ботвинник М.М. Методы подготовки шахматиста / В кн. Теория и практика
шахматной игры: Учеб, пособ. / Под ред. Я.Б. Эстрина. -М .: Высш. школа, 1981.
5. Гик ЕЛ. Компьютерные шахматы: эра новых чемпионов. -М : ФАИР, 1997.
6. Голенищев В.Е. Подготовка юных шахматистов: программа для II разряда. - М.:
Сов. Россия, 1980.
7. Дворецкий М.И. Методика работы тренера с шахматистами высших разрядов // В
кн.: Шахматы: наука, опыт, мастерство. -М :. Высшая школа, 1990.
8. Дворецкий М.И., Юсупов А.М. Методы шахматного обучения. - Харьков:
ФОЛИО, 1997.
9. Злотник Б.А. Шахматы: наука, опыт, мастерство. -М .: Высшая школа, 1990.
10. Программа по шахматам для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ 1977 года.
11. Чехов В., Архипов С., Комляков В. Программа подготовки шахматистов IV-II
разрядов. Москва, 2007.
12. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. Москва, 1988.
13. Блох М. Комбинационное искусство. Москва, 1993.
14. Зак В. Пути совершенствования. Москва, 1981.
15. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. Москва, 1983.
16. Нейштадт Я.И. «По следам дебютных катастроф». Москва: Физкультура и спорт,
1980.
17. Шумилин Н. «Практикум по тактике». Москва: Андреевский флаг, 1993.
18. Юдович М.М. «План в шахматной партии». Москва: Физкультура и спорт, 1993.